Введение онлайн-образования для российских докторов

350x650_8fNv4Ypbfz9YlNLGPxC5Уходит в прошлое обязательное для российских докторов раз в пять лет прохождение курсов повышения квалификации. Нынешний министр здравоохранения Вероника Скворцова намерена внедрить непрерывное медицинское образование врачей России с помощью компьютеров.

 

Клинические протоколы как оплот врачебного онлайн-образования

Новые руководители Министерства здравоохранения России начали продвигать e47f1aed62b81e1fc46c56ab95bb70e3идею непрерывного, а не раз в пять лет, образования российских докторов ещё в 2012 году. В нынешнем, 2014 году в Санкт-Петербурге и нескольких других российских регионах запущен пилотный проект непрерывного медицинского образования врачей общей практики, так называемых семейных врачей, а также участковых педиатров и терапевтов.

Проект продлится один год. В нем принимают участие специалисты, чей врачебный сертификат заканчивается в конце 2014 или в начале 2015 года. Проектом предусмотрена технология получения врачами новых знаний при помощи компьютера прямо на рабочем месте. Такая форма повышения квалификации называется в проекте непрерывным медицинским образованием.

В конце 2012 года перед главными врачами разных специальностей была поставлена задача создания национальных клинических протоколов. Такие протоколы должны включать в себя максимально емкие пошаговые алгоритмы, инструктирующие врачей, как им вести больных с теми или иными заболеваниями.

Вероника Скворцова – министр здравоохранения России —  выступила на Всероссийском форуме студентов в Санкт- Петербурге с комментариями своего нововведения. По её мнению именно протоколы лечения являются основополагающим инструментом для получения врачами новых знаний. Госпожа Скворцова собирается заставить врачебное сообщество овладевать внедряемыми клиническими протоколами. На данный момент их существует уже пять сотен, из них четыре сотни протоколов утверждены Министерством. Планируется довести количество этих документов до полутора тысяч.

original7637794

Начиная с 2016 года, чтобы получить допуск к оказанию того или иного вида медицинской помощи докторам придется проходить аккредитацию. Система аккредитации отличается от действующей на сегодня системы сертификации тем, что она будет давать допуск к отдельным видам врачебной деятельности. Для того, чтобы стать аккредитованными специалистами в данном направлении деятельности, российским докторам придется досконально изучить все клинические протоколы означенного направления. Подразумевается, что протоколы будут содержать самые новейшие медицинские знания.

Чтобы врачам было легче овладевать современными знаниями, Вероника Скворцова предлагает им делать это с помощью интерактивных компьютерных игровых программ. Ситуационные медицинские задачи там будут представлены в виде игры. Допуск к данным образовательным программам возможен через сервис электронного врачебного рабочего места. Этот бесплатный для врачей сервис Министерство здравоохранения повсеместно внедряет уже с 2013 года.

Ректор Первого медуниверситета им. Сеченова Петр Глыбочко уверен, что сегодня уже недостаточно периодически проводимых мероприятий для повышения врачебной квалификации. Чтобы медикам иметь неизменно высокий и постоянно обновляемый уровень знаний, необходима, по мнению Петра Глыбочко, концепция непрерывного образования.

Прежде дистанционное обучение рассматривали как своеобразную форму заочного образования. По электронной почте врач мог получить необходимые учебные материалы, проработать их и выслать обратно выполненные задания. Нынешний подход Минздрава к дистанционному образованию нацелен на создание программ, позволяющих врачу через сервис  своего электронного рабочего места овладевать всеми современными знаниями нужного направления.

Что представляет собой Первый российский образовательный врачебный портал

20-01_15-57

Специалистами Первого медуниверситета им. Сеченова совместно с Российским обществом урологов создан Первый российский образовательный врачебный портал. В частности, модуль по гематурии можно найти на облачном портале университетского сайта. Он представлен тремя основными разделами:

  • теоретическим;
  • практическим (блок для самопроверки);
  • верификационным (аттестационный блок).

Данный модуль позволяет смоделировать реально принимаемые специалистами врачебные решения и повысить квалификацию докторов.

В теоретическом разделе сайта можно найти:

  • ценные рекомендации урологического общества по лечению больных, страдающих гематурией;
  • тренажер физикального обследования, заостряющий внимание на прямых и косвенных симптомах заболевания;
  • наглядную демонстрацию возможных причин гематурии, таких, как камни в почках или новообразования;
  • видеоролик, подробно показывающий эндоскопическое исследование мочевого пузыря;
  • ссылки на международные медицинские базы данных;
  • справочные материалы.

Обучающемуся медику предоставляется возможность самостоятельно создать 3D-модель пораженной почки и изучить её во всех проекциях.

В практическом блоке находятся ситуационные задачи и вопросы для самостоятельной проверки своих знаний. Аттестационный блок позволяет продемонстрировать свои знания, набрав нужное количество баллов для получения сертификата уролога. Госпоже Скворцовой на студенческом форуме проиллюстрировали, как все это выглядит в реальности.

1373459073_0960.1000x800

Министру предложили несколько вопросов, один из которых был следующим: «Гематурия может быть обусловлена приемом антикоагулянтов. Верно, или не верно?» Правильный ответ на этот вопрос приносил отвечающему 50 баллов. Для получения врачебного сертификата по урологии требуется набрать 250 баллов и выполнить некоторые дополнительные модули. Получение аттестации на конкретном подуровне или уровне открывает медикам допуск к определенному виду деятельности.

Петр Глыбочко озвучил следующие данные, касающиеся медицинского онлайн-образования:

  • за последнее десятилетие в США процент его вырос до цифры 30;
  • в России процент дистанционного послевузовского врачебного обучения едва дотягивает до трех.

Подтянем к компьютерам преподавателей!

1877399_html_690ada61Ректор Ярославской государственной медицинской академии (ЯГМА) Алексей Павлов говорил на студенческом форуме о том, что сегодня – время «цифрового» поколения студентов. Жизнь нынешней молодежи со всех сторон компьютеризирована. Следовательно, система образования должна соответствовать уровню современных информационных технологий.

В ЯГМА провели опрос 700 студентов первого и пятого курсов. Выяснилось, что 96 процентов опрошенных пользуются Интернетом через планшеты, мобильные телефоны и ноутбуки пять раз в неделю. Тем не менее, большинство участвующих в опросе студентов-медиков не настроены вовсе отказаться от учебников в виде традиционных бумажных книжек и перейти на книги электронные. Поскольку за информационными технологиями будущее, Алексей Павлов собирается пока приобщать к ним преподавателей, слабо разбирающихся в компьютерной азбуке.